Саратовский аккумуляторный завод купить аккумулятор

Автомобильные аккумуляторы российского производства

Обзор российского производства автомобильных аккумуляторов

Производство аккумуляторов в России развивается очень динамично. Специалисты называют аккумуляторное производство одним из лидеров по темпам роста в отечественной промышленности. И это вполне объяснимо. В России, а также странах СНГ идёт постоянное увеличение автомобильного парка, для которого требуются аккумуляторные батареи. Кроме того, в стране развёрнуто достаточно большое количество сборочных заводов иностранных марок. Поэтому много АКБ поставляется на конвейеры для первичной комплектации. Крупные отечественные производители аккумуляторов имеют на заводах оборудование, которое соответствует средним европейским производителям аккумуляторных батарей. Поэтому аккумуляторы, производимые в России, уходят на экспорт. Примерно половина АКБ российского производства поставляются на внутренний рынок, а вторая половина экспортируется.

 

О российской аккумуляторной промышленности

Заводы по производству аккумуляторов для автомобилей в России являются важный составляющей отечественной промышленности. Зачастую производство автомобильных аккумуляторов совмещается с выпуском других видом АКБ. Эти аккумуляторы используются в различных отраслях народного хозяйства, а также для обеспечения функционирования вооружённых сил. Сфера применения аккумуляторов ─ военный и гражданский транспорт, телекоммуникационная и военная техника, бытовая электроника, источники автономного и бесперебойного питания.


Первый аккумуляторный завод в нашей стране был построен в 1897 году. С тех пор аккумуляторная промышленность проделала длинный путь модернизации и совершенствования. Современные российские предприятия имеют высокий уровень производственного и научного потенциала. Благодаря этому они выпускают самые разные типы аккумуляторов. Аккумуляторы, которые предлагают отечественные производители, используются на транспортных средствах и в устройствах связи (сотовые телефоны).

Крупные отечественные производители аккумуляторов уже давно закупили и освоили современные автоматизированные линии. Так, что в продаже сегодня можно встретить АКБ российского производства различного назначения, габаритов и формы.

Первый аккумуляторный завод в нашей стране был построен в 1897 году. С тех пор аккумуляторная промышленность проделала длинный путь модернизации и совершенствования. Современные российские предприятия имеют высокий уровень производственного и научного потенциала. Благодаря этому они выпускают самые разные типы аккумуляторов. Аккумуляторы, которые предлагают отечественные производители, используются на транспортных средствах и в устройствах связи (сотовые телефоны).

Помимо непосредственно производства аккумуляторных батарей, российские предприятия разрабатывают современные модели последних. Аккумуляторные заводы также занимаются зарядкой, восстановлением, утилизацией аккумуляторных батарей. Производители аккумуляторов в России выпускают следующие разновидности аккумуляторов:

  • Свинцово-кислотные;
  • серебряно-цинковые;
  • никель-металлогидридные;
  • литиевые;
  • щелочные;
  • кислотные;
  • никель-цинковые.

Материал корпуса аккумуляторов может быть из пластика или карболита. Что касается эксплуатации, то выпускаются обслуживаемые и необслуживаемые АКБ.

Аккумуляторные батареи российского производства по их назначению можно подразделить на следующие группы:

  • Стартерные;
  • Промышленные;
  • АКБ для тепловозов;
  • Тяговые;
  • Аккумуляторы для ИБП (источник бесперебойного питания) и систем аварийного питания;
  • АКБ для телекоммуникационных систем;
  • для энергетических объектов;
  • аккумуляторы для бытовых приборов;
  • для источников сигнализаций и пожарных систем.

Во времена СССР предприятия по выпуску АКБ строились и в республиках, которые теперь стали независимыми государствами. Среди российских производителей АКБ можно выделить три крупных компании и 5─7 средних и небольших. Наиболее крупные предприятия по производству автомобильных аккумуляторов следующие:
  • Аккумуляторный завод «Аком», город Жигулевск, 1,4 миллиона единиц АКБ в год;
  • Тюменский аккумуляторный завод, город Тюмень, 1,2 миллиона единиц;
  • Предприятия «Аккумулятор» и «Исток», город Курск, в сумме около миллиона батарей.

Во времена СССР предприятия по выпуску АКБ строились и в республиках, которые теперь стали независимыми государствами. Среди российских производителей АКБ можно выделить три крупных компании и 5─7 средних и небольших. Наиболее крупные предприятия по производству автомобильных аккумуляторов следующие:

По объёму эти предприятия выпускают половину всех аккумуляторов, производимых в России. Давайте рассмотрим некоторые предприятия и выпускаемую ими продукцию подробнее.
Вернуться к содержанию
 

Отечественные аккумуляторные предприятия

ВЗЩА (Великолукский завод щелочных аккумуляторов)

Завод расположен в городе Великие Луки Псковской области. Это предприятие занимается в основном выпуском промышленных батарей. Главными потребителями этих аккумуляторов российского производства являются следующие отрасли:

  • Нефтегазовая и угольная промышленность;
  • Железнодорожный транспорт;
  • Электрический транспорт (погрузчики);
  • Метрополитен;
  • Системы аварийного питания.

На предприятии выпускают два типа аккумуляторов:

  • Свинцово-кислотные;
  • Щелочные.

Продуктовая линейка свинцово-кислотных АКБ представлена следующими моделями:

  • Серия PzS. В рамках серии выпускаются тяговые электроды, которые применяются в складской техники на электрической тяге и в подъемно-транспортном оборудовании;
  • Серия OPzS. Это стационарные батареи с жидким электролитом. Они применяются в системах аварийного питания на энергетических и промышленных предприятиях, а также при буферировании электрической энергии;
  • Серия OPzV. Стационарные герметичные АКБ. Номинальное напряжение моделей 2 Вольта, ёмкость 100─3 тысяч А-ч. Используются в системах аварийного питания, телекоммуникационных системах, сигнализациях, серверах и т. п.




Линейка щелочных аккумуляторов ВЗЩА представлена следующими моделями:
  • Серия KL. В эту линейку входят аккумуляторы, предназначенные для использования электропоездах, электровозах, пассажирских вагонах, системах аварийного энергоснабжения;
  • Серия KM. Эти модели используются в железнодорожных пассажирских вагонах;
  • Серия KH. Аккумуляторы российского производства, применяемые для запуска двигателей внутреннего сгорания дизелей и локомотивов;
  • Серия FL/FH. АКБ используются для напольного электрического транспорта, локомотивов, рудничных электровозов и пассажирских вагонов.

Линейка щелочных аккумуляторов ВЗЩА представлена следующими моделями:




Вернуться к содержанию
 

ВАЗ (Вологодский аккумуляторный завод)

Предприятие находится в Вологде и занимается утилизацией и переработкой всех видов АКБ. Это свинцово-кислотные, литиевые, литий-ионные, батареи для источников бесперебойного питания и так далее. Конечной продукцией предприятия является свинец различных марок:

  • Высококачественный рафинированный свинец марок С1, С;
  • Традиционные марки свинца С2, С3;
  • Сплавы свинца ССуА, ССуС, УС2;
  • Свинцовые сплавы со специальными легирующими добавками марок ССу0, СУ1С, ССу0С.

Вернуться к содержанию
 

АкТех (Аккумуляторные технологии)

Предприятие было создано на базе Свирского аккумуляторного завода в Иркутской области. Этот завод был основан ещё до Великой Отечественной Войны и занимался выпуском различных советских аккумуляторов. Современная компания «Аккумуляторные технологии» специализируется на выпуске российских автомобильных аккумуляторов.
Продуктовая линейка АкТех включает в себя модели, представленные ниже. В основном все серии автомобильных батарей производятся в европейском и азиатском исполнении, а также в модификации для грузовых авто.

Зверь

Об автомобильных аккумуляторах Зверь мы писали ранее отдельную статью, которую вы можете прочитать по ссылке выше. Здесь лишь отметим, что АКБ под этим брендом выпускаются по гибридной технологии и предлагаются в различных типоразмерах для легковой и грузовой техники.





 

DuoExtra

Эти аккумуляторы АхТех позиционирует в качестве высокотехнологичного продукта российского производства. АКБ этой серии предназначены для использования на автомобилях класса D, E, F. Первоначально эти модели поставлялись только на экспорт.

Аккумуляторные батареи Duo Extra ТТ были разработаны для эксплуатации на коммерческом транспорте с большим количеством потребителей тока на борту. В частности, это звуковая система бортовой компьютер, навигационная система, системой «старт-стоп» и т. п.



 

АкТех

Аккумуляторы российского производства под маркой АкТех производятся по технологии Ca Plus (гибрид). Производитель заявляет, что эти модели предназначены для использования в холодном и резко-континентальном климате. В 2010 году линейка была обновлена, что выразилось в повышенных стартерных токах и увеличении надёжности работы.

Выпускается модификация в низком корпусе, высота которого составляет 175 миллиметров. Подобные автомобильные батареи были специально модифицированы для моделей авто Хендай и Форд. Также выпускаются модификации для автомобилей азиатского производства.

Есть ещё АКБ АкТех ТТ. Эти автомобильные аккумуляторы разрабатывались как модели повышенной выносливости. Они имеют универсальные полюсные выводы в виде конус-болт.




 

Solo

Гибридные АКБ российского производства с учётом требований европейских стандартов. Батареи хорошо переносят глубокий разряд и надёжно работают при низких температурах. Производитель позиционирует эти модели, как достойное качество по разумной цене.

Автомобильные аккумуляторы АкТех Solo также выпускаются в низких корпусах, азиатском исполнении и модификациях ТТ.





 

Орион

Качественные и недорогие АКБ российского производства. Производитель рекомендует использовать эти автомобильные аккумуляторы в умеренном климате без резкой смены температур. Орион – это марка, которая была ещё на предприятии «ВостСибЭлемент» в советские времена. На предприятии под этой маркой выпускались гальванические батарейки. АКБ Орион также выпускаются в исполнении ТТ.



 

VSA

Доступная цена, современные технологии и качество исполнения. Это основные характеристики серии. Эти аккумуляторы российского производства разработаны для продажи на экспорт. Модели VSA технологичны и надёжны. Используется технология Calcium Expanded Metal, что даёт низкий саморазряд и малый расход воды.

Автомобильный аккумулятор VSA

Вернуться к содержанию
 

АИТ (Завод автономных источников тока)

ОАО «Завод АИТ» в прошлом назывался Саратовским заводом щелочных аккумуляторов. Его основали в 1933 году. Это было первое предприятие в СССР, где наладили выпуск никель─кадмиевых АКБ. В 1993 году наступил острый кризис и предприятие прекратило выпуск аккумуляторных батарей для спецтехники. Было принято решение о наладке и запуске серийного производства никель─кадмиевых АКБ общего назначения в соответствии с мировыми стандартами.

Сегодня ОАО «Завод автономных источников тока» выпускает следующие виды аккумуляторов:

  • Батареи для систем автономного энергоснабжения, резервного питания в случае отключения от централизованной электросети;
  • Аккумуляторные батареи российского производства серий НК, KM (KPM), KL (KPL), KGL. Они используются в различных железнодорожных вагонах, электровозах, метрополитене, морских и речных судах, городском и складском электротранспорте, телекоммуникационных системах, объектах нефтегазовой сферы, системах солнечной и ветряной энергетики, источниках бесперебойного питания;
  • Аккумуляторы линейки KH (KPH) используются при запуске ДВС дизелей тепловозов, различной техники, дизель-генераторов. Также они применяются в ИБП, работающих с коротким режимом разряда.



Вернуться к содержанию
 

Курский аккумуляторный завод

Предприятие расположено в городе Курск и входит в состав компании «Русские аккумуляторы». На заводе выпускаются следующие аккумуляторы российского производства:

  • Авиационные свинцовые и серебряно-цинковые;
  • Герметичные никель─кадмиевые и щелочные никель─кадмиевые;
  • Никель─железные;
  • Свинцово-кислотные автоблокировочные, тяговые, стартерные.

Среди выпускаемых предприятием стартерных аккумуляторов можно отметить марки:

  • Selenius;
  • Атом;
  • Дальнобойщик;
  • Исток;
  • КЗА Стандарт и Мото;
  • ПАЗ Стандарт;
  • Пилот и Пилот Мото;
  • Электроисточник Гибрид, Мото, Стандарт.



Вернуться к содержанию
 

Ленинградский аккумуляторный завод «Электротяга»

Предприятие ЗАО «Электротяга» расположено в городе Санкт-Петербурге и занимается выпуском качественных востребованных на рынке аккумуляторов. На предприятии выпускается следующая продукция российского производства:

  • стартерные автомобильные аккумуляторы;
  • АКБ для специальной техники, тяжёлых гусеничных и колёсных агрегатов;
  • Аккумуляторы для железнодорожного транспорта;
  • Батареи для АТС, а также АЭС и ТЭЦ;
  • Модели АКБ погружного типа (глубина погружения до 6 километров).

Вернуться к содержанию
 

ЗАО «АКОМ»

Предприятие было создано в 90-х годах прошлого века на базе советского завода «Энерготехмаш» в городе Жигулевске самарской области. Об автомобильных аккумуляторах Аком  мы писали отдельную статью, которую можно прочесть по ссылке.
Вернуться к содержанию
 

ПАЗ (Подольский аккумуляторный завод)

Предприятие входит в группу «Русские аккумуляторы» вместе с курским и саратовским аккумуляторными заводами. Выпускаемая продукция и марки те же.
Вернуться к содержанию
 

Саратовский аккумуляторный завод («Электроисточник»)

Предприятие входит в группу «Русские аккумуляторы» вместе с курским и подольским аккумуляторными заводами. Выпускаемая продукция и марки те же.
Вернуться к содержанию
 

TUBOR Accumulating Energy

Предприятие находится в городе Бор нижегородской области. Изначально организовывалось, как совместное предприятие с компанией Tudor. Компания известна автомобильными аккумуляторами, выпускаемыми под брендом Титан, о которых мы писали отдельно. Подробнее об аккумуляторах Титан.

Вернуться к содержанию
 

ТАЗ (Тюменский аккумуляторный завод)

Аккумуляторный завод ТАЗ в городе Тюмени выпускает широкую номенклатуру АКБ российского производства, которые используются в различных отраслях народного хозяйства. Ниже приведены основные направления деятельности предприятия:

  • свинцово-кислотные стартерные аккумуляторы для легковых и грузовых автомобилей, специальной техники, мотоциклов, автобусов;
  • Тяговые АКБ для напольных транспортных средств;
  • Аккумуляторные батареи для железнодорожных пассажирских вагонов (110 вольт);
  • АКБ для тепловозов;
  • Стационарные аккумуляторы телекоммуникационных систем, компрессоров, электростанций, различного промышленного оборудования, а также систем аварийного снабжения электричеством;
  • Производство моноблоков из полипропилена для выпуска АКБ;
  • Производство электролита;
  • Оборудование для переработки старых аккумуляторов (весь цикл от разделки до выплавки свинца).

Давайте, подробнее рассмотрим модельный ряд стартерных автомобильных аккумуляторов.

Серия «Стандарт»

Эти аккумуляторные батареи российского производства разработаны для недорогих иномарок и отечественных автомобилей, которые имеют стандартный набор опций. Среди особенностей можно отметить следующие:

Аккумуляторы Тюмень Стандарт

  • Привлекательное соотношение цены и качества;
  • Низкий саморазряд;
  • Большая резервная ёмкость;
  • Корпус автомобильного аккумулятора устойчив к морозам и вибрации;
  • Имеется индикатор заряда батареи;
  • Свинцовый сплав для пластин устойчив к коррозии;
  • Удобная ручка и колпачки для клемм.

Серия Asia

Эта серия отечественных аккумуляторов тюменского завода предназначена для установки на автомобили азиатских производителей, собираемых в России и за рубежом. Они имеют корпус и клеммы азиатского типоразмера.

Аккумулятор Тюмень Asia

Серия Premium

Производитель позиционирует эти автомобильные аккумуляторы, как продукты высшего класса. Они имеют улучшенные эксплуатационные характеристики, низкий саморазряда, высокую надёжность при эксплуатации. Как сообщает производитель, дополнительная пусковая мощность в этих АКБ получена путём наращивания активной массы на электродах.

Аккумулятор Тюмень Premium

Эти АКБ российского производства предназначены для автомобилей с дополнительным электрооборудованием на борту. Устойчивы к глубоким разрядам.
 

Серия «Сибирь»

АКБ серии «Сибирь» имеют повышенные эксплуатационные характеристики и устойчивы к перепадам напряжения в бортовой сети. Производитель рекомендует использовать их на автомобилях с мощными дизельными и бензиновыми моторами, эксплуатируемыми в регионах России с суровым климатом.

Аккумулятор Тюмень серии Сибирь

Серия «Тайга»

Батареи российского производства, которые сочетают надёжность, стойкость к морозам и высокий пусковой ток. По словам производителя, он созданы для авто, которые эксплуатируют в малонаселённой местности на крайнем Севере. Подходят для использования на любых отечественных и европейских автомобилях.

Аккумулятор Тюмень серии Тайга

Особенности автомобильных аккумуляторов «Тайга»:

  • Надёжная работа при отрицательных температурах;
  • Повышенная резервная ёмкость;
  • Низкий саморазряд;
  • Увеличенная стойкость электродов к коррозии;
  • При производстве используется технология DSP;
  • Паста для активной массы готовится по уникальной технологии «OXMASTER»;
  • Блоки электродов уплотнены для более высокой устойчивости к вибрации;
  • Центральный газоотвод «Camina»;
  • Индикатор заряда;
  • Корпус устойчивый к низким температурам.

Среди индустриальных аккумуляторных батарей выпускаются группы АКБ следующего назначения:

  • Тяговые;
  • Для тепловозов;
  • Стационарные;
  • Мотоциклетные;
  • Для тяжёлой гусеничной техники;
  • Вагонные аккумуляторные батареи.

Вернуться к содержанию
 

Маркировка российских автомобильных аккумуляторов

Аккумуляторные батареи российского производства производители маркируют в соответствии с ГОСТ 959─2002. Ниже можно посмотреть схему маркировки российских автомобильных аккумуляторов.

Маркировка российских автомобильных аккумуляторов

По ссылке можно прочитать подробнее о маркировке автомобильных аккумуляторов.
Вернуться к содержанию
 

Поддержим отечественного производителя

Аккумуляторная промышленность России за последние 10─15 лет развивалась очень динамично. Во многом это произошло благодаря растущему спросу на автомобильные аккумуляторы. За эти годы старые советские предприятия смогли сменить оборудование на современное, соответствующее европейским стандартам. Кроме того, появилось довольно много совместных предприятий, которые по лицензии выпускают АКБ российского производства.

Благодаря этому уровень качества российских автомобильных аккумуляторов подтянулся до общемирового уровня. Поэтому продукция отечественных производителей успешно конкурирует с импортными аккумуляторами. Отзывы покупателей российских автомобильных батарей совсем не хуже, чем о западной продукции. Так, что это как раз тот, случай, когда поддержать отечественного производителя будет и полезно и приятно.


Если вы хотите выразить своё мнение об автомобильных аккумуляторных батареях российского производства, то можете сделать это в комментариях. Примите участие в опросе ниже!
Вернуться к содержанию

Если вы хотите выразить своё мнение об автомобильных аккумуляторных батареях российского производства, то можете сделать это в комментариях. Примите участие в опросе ниже!

Аккумулятор СЦС3 и батарея на его основе Аккумулятор СЦС3 и батарея на его основе

Серебряно-цинковые аккумулятор СЦС3 и батарея на его основе многоразового действия предназначены для питания постоянным током различной аппаратуры 

Аккумулятор СЦС5 и батареи на его основе Аккумулятор СЦС5 и батареи на его основе

Серебряно-цинковые аккумулятор СЦС5 и батареи на его основе многоразового действия предназначены для питания постоянным током различной аппаратуры 

Аккумулятор СЦС12 и батарея на его основе Аккумулятор СЦС12 и батарея на его основе

Серебряно-цинковые аккумулятор СЦС12 и батарея на его основе многоразового действия предназначены для питания постоянным током различной аппаратуры 

Перегрев двигателя из-за течи в системе охлаждения приводит к тяжелым последствиям. Поэтому необходимо знать, как вовремя выявить причины неполадки и что надо иметь с собой для их ликвидации. Многие водители, увы, смотрят в поездке только на спидометр. Однако один из важнейших приборов на панели — указатель температуры охлаждающей жидкости. В большинстве автомобилей он не снабжен сигналом, предупреждающим о выходе за границы допустимого режима, поэтому, если время от времени не бросать на него взгляд, то о случившемся перегреве водитель узнает уже по резкому запаху вскипевшего тосола и клубам пара из-под капота. Как правило, это означает перспективу серьезного ремонта. Дело в том, что при закипании охлаждающей жидкости образующийся в системе пар препятствует нормальному охлаждению силового агрегата, и температура начинает расти лавинообразно. За несколько минут движения с перегретым мотором можно получить, например, деформацию головки блока или заклинивание поршневой группы с обрывом шатунов. Тем не менее к перегреву исправного двигателя приводят, как правило, именно «мелочи» — детали копеечной стоимости и элементарно заменяемые. Главное — вовремя заметить. Если автомобиль оборудован электрическим вентилятором, то одной из причин перегрева может оказаться именно он. Хотя сам по себе вентилятор достаточно надежен и ломается редко, чего, к сожалению, нельзя сказать о системе его управления, к которой относятся температурный датчик и реле. Схема работы вентилятора проста: как только температура охлаждающей жидкости поднимается до определенного предела, омываемый ею датчик замыкается и через управляющее реле включает вентилятор. Если же этого не происходит, то диагностику начинаем с предохранителя. Как правило, на крышке блока предохранителей пиктограммой показано, какой именно отвечает за вентилятор. Иногда он выглядит нормально, но из-за плохой посадки в гнезде попросту «не контачит». Тогда бывает достаточно его пошевелить или подогнуть контактные лепестки. Если же предохранитель перегорел, выход очевиден — замена. Следующий этап — проверка температурного датчика. Найти его несложно, потому что это единственная деталь радиатора, из которой торчат провода. Вот эти-то провода надо от датчика отсоединить и замкнуть между собой, после чего включить зажигание. Если вентилятор закрутился, значит, сенсор неисправен. Починить его нельзя — он неразборный, но можно ехать дальше, оставив провода замкнутыми, а вентилятор работающим непрерывно. Ездят же так машины с ременным приводом крыльчатки, и ничего! Если замыкание проводов датчика не помогло, остается исключить из схемы реле — вынимая его из предохранительной коробки, заменяем куском проволоки, перемыкая гнезда управляющих контактов. Какие контакты реле управляющие, легко определить по схеме, изображенной на крышке блока. Не заработало? -Тогда остается проверить наличие питания на моторе вентилятора при помощи обыкновенной лампочки с проводками. Если питания нет (лампочка не горит при включенном зажигании), то дело в проводе — где-то в жгутах или разъемах пропал контакт. Самым рациональным в такой ситуации будет не расплетать жгуты (которые зачастую практически недоступны), а, использовав кусок провода, подать питание на вентилятор непосредственно с аккумулятора. Если же напряжение на вентиляторе есть, но он все равно не вращается, вам не повезло, электромотор вышел из строя. Такое, повторимся, редко, но бывает. В этом случае можно осторожно продолжать движение, но главным прибором для вас становится указатель температуры. Чуть стрелка приблизилась к красной зоне — останавливайтесь, открывайте капот и остужайте двигатель. От езды в таком режиме вы вряд ли получите удовольствие, но до места ремонта доедете. Еще одна причина перегрева — термостат. Это коварное устройство иногда заклинивает в закрытом положении, и охлаждающая жидкость циркулирует по «малому кругу», то есть в обход радиатора. Убедиться в этом несложно — подымаем капот и пробуем на ощупь радиатор. Мотор горячий, радиатор холодный — термостат закрыт. Иногда бывает достаточно постучать чем-нибудь по корпусу термостата, чтобы он открылся. Однако такой лучше заменить при первой возможности. Если не поможет, термостат придется снимать. Процедура эта не то чтобы сложная, но довольно хлопотная. Из снятого термостата надо любым подходящим инструментом выломать всю начинку и поставить его на место. Двигатель станет долго прогреваться, но ездить так можно (особенно летом). Случается, что термостат заклинивает в полуоткрытом состоянии. Это создает серьезные трудности при диагностике — вроде и радиатор горячий, и вентилятор «молотит», а двигатель все равно греется. Проблема в том, что поток жидкости через радиатор ослаблен, и часть ее продолжает циркулировать по «малому кругу». Если вы уверены в диагнозе, смело ломайте термостат, а если нет, включайте печку на максимум, открывайте окна и потихоньку езжайте в ремонт. Как правило, производительности печки хватает, чтобы не перегреть мотор окончательно. Удовольствие, конечно, ниже среднего, но добраться можно. Рекомендуемое рабочее давление в шинах указывается как производителями автомобилей, так и изготовителями покрышек. Если на машине установлены колеса предусмотренной размерности, при проверке давления владелец в первую очередь должен выполнять рекомендации автопроизводителя. Объясняется это очень просто. Автомобиль рождается в конструкторских бюро и испытывается как одно целое вместе с покрышками, поэтому комфортабельность подвески, проходимость на разных дорогах, расход топлива, динамика и другие параметры обеспечиваются с учетом определенного давления в них. От этого показателя зависят, в свою очередь, характеристики шин — сопротивление качению, тормозной путь, боковой увод и т. д. Соответственно и технические характеристики автомобиля станут отличаться от заявленных в руководстве по эксплуатации. Изготовители автошин — лишь поставщики комплектующих, поэтому и характеристики своей продукции они подгоняют под параметры машин разных классов. Что касается давления, указываемого на некоторых покрышках, то эта информация подразумевает величину, при которой они сохраняют работоспособность, не теряют своих свойств и не разрушаются. Иногда автомобиль «переобувают» в нестандартные покрышки — высоко- или низкопрофильные. В этом случае давление в них необходимо поддерживать согласно рекомендациям их изготовителя. Похожая ситуация может быть и при установке зимних шин, так как конструктивно они значительно отличаются от летних, а значит, рабочее давление в них другое. В связи с этим покупать шины лучше в специализированных магазинах, где продавцы способны дать квалифицированные рекомендации. Существуют два основных фактора, которые наиболее часто и существенно влияют на давление в шинах: температура и нагрузка. Многие об этом не знают, поэтому при перемене погоды, сопровождающейся большими перепадами температур, давление в шинах не контролируют. И напрасно. Если при температуре +5°С довести давление в шинах (175/70R13) до нормы (например 2,0 бара), то после потепления до +25°С оно может подскочить до 2,8 бара. После загрузки автомобиля по максимуму эта же цифра способна увеличиться и до 3,3 — 3,6 бара. Солнечным летним днем сюда еще добавляется и температура раскаленного на солнце асфальта, а также разогрев колеса в результате работы сил трения, вследствие чего давление может выйти за пределы максимально допустимого значения. Процедура замера давления в шинах не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Как вы, наверное, уже поняли, при частичной и полной загрузке авто давление в покрышках разное. В руководствах по эксплуатации автомобилей значения рабочего давления чаще указываются при частичной загрузке (один — три человека) и реже — при полной (более трех человек). Практически все автовладельцы, как правило, знают только одно значение — первое. О том, что после полной загрузки оно возрастает, а тем более о том, каким оно должно быть, редко кто задумывается. В этом и заключается опасность. Представьте себе, что вы загрузили машину «под завязку» и где-то на трассе вам захотелось, для верности, измерить давление. Вместо положенных двух атмосфер (бар, кгс/кв. см) манометр покажет все три, что, естественно, будет выше нормы. Реакция на это одна — довести давление до нормы, т. е. приспустить шины. В результате загруженный автомобиль будет двигаться на полуспущенных колесах, что влечет за собой уменьшение их ресурса и увеличение расхода топлива. Следуя инструкции автозавода, необходимо хотя бы раж в сезон, особенно если машина долго не эксплуатировалась, снять карбюратор, полностью его разобрать и почистить. Мелкие детали лучше сразу рассортировать по баночкам. Жиклеры, не имеющие цифровой маркировки, пометить согласно местам установки, чтобы не перепутать при сборке. Приступаем к очистке. Лучше всего взять ацетон или другой нитрорастворитель, так как только подобные хим-вещества способны убрать наслоившиеся в карбюраторе сажеобразные и смолистые отложения. Резиновые и пластмассовые детали следует промывать отдельно и только бензином. Нитрорастворитель их может бесповоротно испортить. Поместите в емкость детали карбюратора, залейте около 200 г растворителя и оставьте на сутки «откисать». Предварительно не помешает прочистить жиклеры, распылители, а также каналы в корпусе карбюратора (жиклеры только деревянной палочкой или пластиковым стержнем). Для каналов и трубок корпуса придется применить проволоку (лучше алюминиевую, чтобы как можно меньше царапать поверхность каналов). После «откисания» и промывки растворителем каналы продуваются сжатым воздухом. Порой на операцию очистки приходится тратить уйму времени, но не стоит жалеть его. Если карбюратор длительное время (20 — 30 тыс. км) эксплуатировался без топливного фильтра, то, вероятно, отверстия топливных жиклеров солидно изношены мельчайшими частицами абразива, содержащегося в бензине. Возможно, после очистки жиклеров машина станет работать лучше, но экономичность двигателя резко снизится. Ведь грязь в каналах некоторым образом тормозила поток топлива, как бы компенсируя увеличенное сечение жиклеров. Лучший выход из положения —использование ремонтного комплекта карбюратора (такие имеются в продаже). Жиклеры из набора желательно проверить на производительность и сравнить ее с маркировкой. Это занятие не каждому по плечу. Проще замерить диаметры отверстий жиклеров (можно мелкими сверлами со стороны хвостовика) и сравнить их сданными карбюратора, приведенными в таблице. Особое внимание обратите на работоспособность клапана экономайзера — при его негерметичности добиться экономичности двигателя невозможно. Важна также его четкая работа. Когда шток, открывающий клапан экономайзера, опущен слишком низко, машина начнет буквально «пожирать» бензин. Перед сборкой карбюратора тщательно проверьте сопрягаемость соединяемых частей корпуса прибора. Наложите их друг на друга сначала без прокладок. Дело в том, что вследствие пластической усталости деформации в узлах крепления может возникнуть серьезный дефект — увеличенный зазор. Его невозможно компенсировать ни усиленной затяжкой винтов, ни установкой увеличенной или дополнительной прокладки. Единственный выход — убрать мешающий металл в местах стыковки. Если такой дефект обнаружен на поверхности без технологических выступов и буртиков, то можно произвести шлифовку на плоском ровном абразивном круге или бруске. Подойдет и кусок наждачной бумаги, помещенной на толстое стекло. В остальных случаях придется использовать напильник или надфиль. Главное в процессе шлифовки — почаще прикладывать друг к другу сопрягаемые поверхности, чтобы не убрать лишний металл. Рихтовать хрупкий материал нельзя. Необходимо добиться параллельности сопрягаемых поверхностей, что станет залогом герметичности соединений. У проработавших длительный срок карбюраторов встречается еще один дефект — механический износ пары: отверстие оси дроссельных заслонок - вал. Проявляется он в нестабильности холостых оборотов (частота вращения коленчатого вала произвольно меняется без дросселирования). Как правило, износ этот эллипсовидный, устранить его непросто. Здесь без токарно-фрезерных работ не обойтись. При сборке карбюратора необходимо учитывать, что чрезмерная затяжка крепежа недопустима. Прочность и герметичность от этого только ухудшатся, не говоря уже о возможных повреждениях деталей. Обязательное условие —использование под крепежными винтами пружинных шайб. Ни в коем случае не заменяйте их плоскими. И запомните: жиклеры с меньшим сечением (топливные) устанавливаются в первичную камеру. Воздушные и эмульсионные — наоборот. Лучше на них нанести, как рекомендовалось выше, определенные метки. Тогда путаницы не будет. После сборки нужно проверить и при необходимости отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере. Следует иметь в виду, что если игла поплавкового клапана изношена, то установить нормальный уровень, следуя инструкциям, не удастся. Желательно клапан заменить в сборе. Кстати, он входит в ремкомплект. Осталось отрегулировать смесеобразование. Это лучше всего сделать с помощью индикатора качества смеси. Процесс регулировки детально описан в руководствах по эксплуатации авто.