Эксплуатационные норма автомобильных аккумуляторов

Анна Оракул (63532) Рассчитаем пробег шин по норме: Hi = 100 000 км x 1 x 0,9 = 90 000 км. Стоимость двух покрышек, первоначально списанная в расходы, - 5000 руб. (2500 руб. x 2 штуки). При досрочной замене двух покрышек в составе затрат учитываются: 1) в пределах норм - часть стоимости шин, соответствующая пройденному пробегу 60 000 км. Она составит 3333 руб. (5000 руб. x 60 000 км / 90 000 км); сверх норм - часть стоимости шин, соответствующая оставшемуся пробегу шин 30 000 км. Она составит 1667 руб. (5000 руб. x 30 000 км / 90 000 км). В пределах норм стоимость шин учитывается в расходах по обычным видам деятельности, а сверх норм - в составе внереализационных расходов. В бухгалтерском учете организации сделаны следующие проводки: В марте 2008 г. Дебет счета 10-5 "Запасные части", Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 10 000 руб. - оприходованы полученные от поставщика автошины (2500 руб. x 4 шт.); Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям",

Учет автомобильных шин Если организация установила на автомобиль всесезонные шины, то их демонтаж не производится до момента их износа или повреждения. Учет автомобильных шин (в отличие от прочих запасных частей автомобиля) имеет ряд особенностей. Стоимость шин приобретенного автомобиля также включается в общую стоимость автомобиля как ОС. Учет автошин, находящихся на складе, ведется по признакам: вид (покрышки, камеры, ободные ленты) ; сорт; размер; техническое состояние (новые, бывшие в употреблении, требующие ремонта, утильные) . С целью упорядочивания учета ведется карточка учета автопокрышек (шин). где фиксируется: 1) номер автопокрышки (гаражный) ; 2) размер автопокрышки; 3) завод-производитель; 4) марка и государственный номер автомобиля; 5) дата (монтажа, демонтажа) ; 6) пробег автопокрышки; 7) причина выхода из эксплуатации; 8) норма пробега от момента приобретения до полного износа. По каждой карточке ведется история автошины от момента ввода в эксплуатацию до списания в утиль. Автошины, снятые с автомобиля для ремонта или в утиль, приходуются на склад по накладной с соответствующим учетом на карточке. Оприходование автомобильных шин на склад организации производится материально ответственным лицом на основании товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 или товарной накладной формы ТН-2, выписанной поставщиком в соответствии с порядком, установленным Постановлением Минфина РБ от 14.05.2001 N 53. Отпуск со склада осуществляется по требованию механика (главного механика) и с учетом контрольной функции (по карточке учета автопокрышки). что она выдается взамен снятой и оприходованной на складе. При направлении шины на восстановление (в утиль) карточка учета ее работы подписывается комиссией (главным инженером или руководителем организации) и является актом списания шины. При выходе шин (новых, восстановленных и отремонтированных) из строя ранее установленного государственными стандартами гарантийного пробега комиссия автотранспортной организации по снятию шин с эксплуатации устанавливает причины (производственные или эксплуатационные) преждевременного выхода шин из строя. При преждевременном выходе шин из строя по производственным причинам комиссия составляет акт рекламации. Шина, подлежащая рекламации, направляется предприятию - изготовителю шины вместе с карточкой учета работы шины и актом рекламации. Например, рекламации: на новые и восстановленные шины по производственным дефектам могут быть предъявлены в течение гарантийного срока службы и эксплуатации шин; по качеству ремонта местных повреждений шин могут быть предъявлены в течение года после ремонта. Организация, получившая рекламацию, рассматривает ее и в течение месячного срока после получения обязана сообщить заявителю о своем решении, выслав автотранспортной организации (владельцу) один экземпляр заключения. При выходе шин из строя по производственным причинам предприятие-изготовитель производит бесплатную замену шин (доплату). При выходе шин из строя ранее гарантийного пробега шиноремонтная организация из-за некачественного ремонта должна безвозмездно произвести повторный ремонт (восстановление). если же это сделать невозможно, шиноремонтная организация доплачивает заявителю стоимость недопробега шины. На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета. Отпуск автошин для замены требующих ремонта или негодных шин производится по акту-требованию на замену (дополнительный отпуск) материалов формы М-10 или накладной-требованию на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы М-11 (утв. Постановлением Госкомстата СССР от 28.12.1989 N 241) только при условии сдачи на склад снятых с автомобиля автошин. Автошины, снятые с автомобиля для ремонта или списания в утиль, приходуются на склад по накладной-требованию на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы М-11, которая выписывается ответственным работником, с приложением карточки учета работы автомобильной шины.

Если же шины списываются заранее, то есть стандартная уловка - написать, что произошел разрыв корда.

Учет должен вестись в соответствии с этим документом: "ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН. АЭ 001-04" (утв. распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 N АК-9-р) На каждую шину нужно завести карточку, в которую нужно занести показания пробега шины. Их можно вносить в карточку два раза при установке шины и при её списании (берутся показания спидометра автомобиля на дату установки и на конец каждого месяца, который также можно взять из путевых листов). Если списания шин не было, то и требовать у вас карточки учета налоговики не будут.

я шины в бухгалтерском оставляю на 10. в налоговом списываю при установке. возникает временная разница на 77 счете. потом когда шины становятся негодными или машины продается. то списываю уже и в бухгалтерском учете. и погашается временная разница и закрывается счет 77. аудиторы проверяли разные и все соглашаются именно с таким учетом шин на данный момент

Одним из документов, которым руководствуются транспортные предприятия при ведении бухгалтерского учета, является Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденная Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153, которая обязывает организацию нормировать затраты на восстановление износа и ремонт автомобильных шин (п. 43 Инструкции) . На основании Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств организация может определить эксплуатационный пробег автошин. Однако в момент установки на автомобиль нельзя определить, сколько километров "пройдет" шина, и списать соответствующую часть ее стоимости на расходы в пределах норм. Сделать это можно только в процессе эксплуатации, но к тому времени стоимость шин уже будет списана на расходы (п. 93 Методических указаний по учету МПЗ) . Есть два варианта: - первый - списание стоимости шин на расходы по обычным видам деятельности сразу после установки на автомобиль с использованием счета 10 "Материалы", субсчет 5 "Запасные части"; - второй - списание стоимости шин после их износа, т. е. включение в состав расходов стоимости автошин только после того, как они "пройдут" установленную норму пробега или придут в негодность и будут сняты с автомобиля. Тогда необходимо применить два субсчета учета шин - 10/5-1 и 10/5-2 (шины в запасе и в обороте) . Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. Решать вам. )

Можно списать на ТР транспортные расходы или ремонт ТС.

Каким документом в учреждении это лучше оформить (приказ, учетная. Другими словами, смена сезонных шин не свидетельствует о полном их износе и выбытии. Нормы и временные нормы, утвержденные приказом 489, это документы, регламентирующие средний ресурс аккумуляторных батарей (дальше аб), которые употребляются в составе колесных транспортных средств (п. Правил 52 обладателям транспортных средств (руководителям автотранспортных организаций) разрешается снижать либо увеличивать нормы пробега шин с учетом критерий эксплуатации. 1-ый передается в бухгалтерию совместно с документом, подтверждающим снятие авто с учета в гаи. По этой причине случаются такие нарушения как а не средством акта. Закона о прибыли, ведь плательщик никаких расходов не несет. Акт осмотра автомобиля требуется на самом исходном шаге, когда готовится техническое заключение о состоянии авто.

Составление акта на списание запчастей автомобиля часто становится камнем преткновения при появлении претензий со стороны налоговых органов. Корректировка вр при временном возврате автошин на склад законом о прибыли не предусмотрена. к примеру, приказом судебного департамента при вс рф от. Согласно положениям аннотации, ратифицированной приказом минфина рф 157н от.

Приказ о разработке хоть какой комиссии составляется по одному эталону. То есть списывать авто шины на счета учета издержек можно после того, как шины достигнут установленного ресурса пробега либо выйдут из строя. не считая того, зимний период связан с внедрением независящих подогревателей и систем подогрева воздуха в салонах автомобилей. 19 приказа 102, операции по подмене на автомобиле шин и.В данном случае карточка учета является актом списания шины и. прибавка за работу в зимних критериях, в согласовании с приказом 43, приказом по предприятию эдельвейс 135 от 01.

Апробация временных норм эксплуатационного пробега шин выполняется ФГУП НИИАТ с привлечением автотранспортных предприятий. После уточнения временных норм эксплуатационного пробега шин они утверждаются в Министерстве транспорта Российской Федерации и приобретают статус постоянно действующих норм.

3.4. Для новых моделей шин и новых марок автомобилей, для которых не установлены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель предприятия вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму на основании средних пробегов списанных шин, согласованную с ФГУП НИИАТ. При этом срок действия временных норм не должен превышать 2 года. В течение этого периода проводится проверка соответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шины данного типоразмера и модели для конкретного автотранспортного средства и уточнение значения нормы.

При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега шины.

Поправочные коэффициенты в зависимости от категории условий эксплуатации и характера работы автотранспортных средств представлены в табл. 4 и 5.

3.3. Учет дорожно-транспортных и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов к величине среднестатистического пробега шин.

Для автомобильных шин, эксплуатирующихся на прицепах и полуприцепах, нормы эксплуатационного пробега устанавливаются как для автомобилей-тягачей.

Нормы эксплуатационного пробега шин устанавливаются для каждого типоразмера и модели шины, а также каждой модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта.

3.2. Среднестатистические пробеги шин легковых автомобилей (категории M1), грузовых автомобилей (категорий N1, N2 и N3), а также автобусов и троллейбусов (категорий M2, M3) представлены в табл. 1 - 3.

Об утверждении Руководства о нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники и автомобильного имущества в Вооруженных Сил

Приказ Министра обороны РФ от 25.09.2006 N 300 "Об утверждении Руководства о нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники и автомобильного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации"

Документ по состоянию на август 2014 г.

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2007 г. прилагаемое Руководство о нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники и автомобильного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу с 1 января 2007 г. Приказы Министра обороны Российской Федерации 1996 года N 370, 1997 года N 196 и 2000 года N 124.

Министр обороны
Российской Федерации
С.ИВАНОВ

Приложение
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
2006 года N 300

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Нормы наработки (сроки службы) до ремонта и списания военной автомобильной техники (ВАТ) <1> и автомобильного имущества, предусмотренные настоящим Руководством, распространяются на ВАТ, в том числе на автомобили общевойскового назначения (легковые, грузовые и специальные); многоосные тяжелые колесные тягачи; гусеничные машины, в том числе тягачи, транспортеры-тягачи, транспортеры; автомобильные шасси, в том числе специальные колесные и гусеничные автомобильные базовые шасси вооружения и военной техники (ВВТ); тракторы для буксировки техники и вспомогательных работ; прицепы и полуприцепы; подвижные средства технического обслуживания, ремонта, эвакуации техники; автомобильные кузова-фургоны, унифицированные многоцелевые кузова-контейнеры, автомобильные и тракторные двигатели стационарных и передвижных установок, тенты, брезенты укрывочные, чехлы утеплительные и на сиденья, пневматические шины (далее именуются - шины), гусеничные ленты и венцы ведущих колес (ведущие колеса), аккумуляторные батареи, приборы ночного видения и на имущество военной автомобильной инспекции (ВАИ), а также на автомобильные и прицепные базовые шасси ВВТ <2>.

<1> Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: военная автомобильная техника - машинами, под которыми понимаются изделия ВАТ, приводимые в действие от собственной силовой установки; пневматические шины - шинами; воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации - воинскими частями.

<2> Нормы наработки (сроки службы) до среднего ремонта (регламентированного технического обслуживания) автомобильных базовых шасси и прицепных шасси устанавливаются согласно пунктам 6 и 24 данного Руководства, а нормы наработки (сроки службы) до капитального ремонта (ремонта по техническому состоянию) определяют начальники заказывающих управлений - фондодержатели данной техники.

2. Нормы наработки до ремонта и списания устанавливаются для машин интенсивного использования <1>, прицепов и полуприцепов, автомобильных и тракторных двигателей стационарных и передвижных установок.

<1> Изделия ВАТ (машины), которые более 50% времени эксплуатации относились к транспортной или учебной группе эксплуатации.

3. Сроки службы до ремонта (замены автомобильных базовых шасси ВВТ) и списания устанавливаются для машин неинтенсивного использования <1>, прицепов и полуприцепов.

<1> Изделия ВАТ (машины), которые в течение ряда лет эксплуатируются с годовой наработкой, не превышающей норм, установленных для машин боевой и строевой групп эксплуатации, а также машины, находящиеся на длительном хранении.

4. Автомобили подвергаются капитальному ремонту один раз. Повторные капитальные ремонты автомобилей проводятся в исключительных случаях по решению начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации.

5. Нормы наработки автомобилей до списания определяются их наработкой с начала эксплуатации до второго капитального ремонта; гусеничных тягачей, транспортеров-тягачей и транспортеров - до четвертого капитального ремонта; тракторов - до третьего капитального ремонта.

6. Первый средний ремонт выполняется один раз за пробег до капитального ремонта, а второй средний ремонт - между капитальным ремонтом и списанием. Первый средний ремонт выполняется при пробеге 60% от нормы наработки до капитального ремонта, второй средний ремонт выполняется при пробеге 50% нормы наработки от капитального ремонта до списания.

Нормы наработки машин до капитального ремонта и списания не изменяются в зависимости от сроков проведения средних ремонтов.

Разрешается списание неполноприводных автомобилей, а также автомобилей многоцелевого назначения с бензиновыми двигателями семейств ГАЗ, ЗИЛ, "Урал" выпуска до 1995 года, после проведения им трех средних ремонтов и выработки норм до списания. При этом второй средний ремонт производится вместо капитального, а нормы наработки до списания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 1 настоящего Руководства.

7. Ресурс до ремонта и (или) списания автомобильного имущества, указанного в настоящем Руководстве, определяется: нормами наработки и сроками службы - для шин, аккумуляторных батарей; сроками службы - для приборов ночного видения, автомобильных кузовов-фургонов и кузовов-контейнеров постоянного и переменного объемов, тентов и имущества ВАИ.

8. Разрешается направлять в капитальный ремонт легковые, санитарные автомобили и пассажирские автобусы интенсивной эксплуатации со сроком службы более 10 лет и списывать их в установленном порядке после 15 лет эксплуатации независимо от наработки, если кузов к дальнейшей эксплуатации не пригоден.

9. Нормы наработки (сроки службы) машин (в том числе бронированных), двигателей стационарных и передвижных установок, автомобильных кузовов-фургонов, унифицированных многоцелевых кузовов-контейнеров, шин, аккумуляторных батарей, тентов, приборов ночного видения и имущества ВАИ, марки (модели) которых не указаны в настоящем Руководстве, приравниваются к нормам наработки (срокам службы) аналогичных по типу и классу машин, автомобильных кузовов-фургонов, унифицированных многоцелевых кузовов-контейнеров, шин, аккумуляторных батарей, тентов, приборов ночного видения и имущества ВАИ.

10. Запрещается проводить списание машин интенсивного использования по естественному износу до достижения наработки, установленной настоящим Руководством (таблица 1), за исключением случаев, оговоренных в пунктах 8, 15, 17, 18, 20 и 21 настоящего Руководства.

Установленные настоящим Руководством нормы наработки (сроки службы) являются минимальными. Машины, двигатели стационарных и передвижных установок, автомобильные кузова-фургоны и унифицированные многоцелевые кузова-контейнеры, тенты, укрывочные брезенты, шины, аккумуляторные батареи, приборы ночного видения для автомобильной техники и имущество ВАИ, выработавшие установленную норму наработки (срок службы) до ремонта или списания, но по своему техническому состоянию годные к эксплуатации, подлежат дальнейшему использованию до их предельного состояния (износа).

Должностные лица, отвечающие за эксплуатацию автомобильной техники, обязаны принимать меры по обеспечению полной выработки установленных норм наработки (сроков службы) машин и имущества, указанных в настоящем Руководстве, и добиваться увеличения их наработки (сроков службы) сверх установленных норм.

Начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации имеет право:

устанавливать временные нормы наработки (сроки службы) до ремонта и списания новых образцов автомобильной техники, ее составных частей и имущества, принимаемых на вооружение (снабжение) Вооруженных Сил Российской Федерации;

уточнять нормы наработки (сроки службы) до ремонта и списания отдельных образцов автомобильной техники, ее составных частей и имущества, указанных в прилагаемом Руководстве, по мере совершенствования их производства и по результатам эксплуатации в войсках (силах).

II. НОРМЫ НАРАБОТКИ ДО КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА И СПИСАНИЯ МАШИН ИНТЕНСИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

11. Нормы наработки до капитального ремонта и списания машин интенсивного использования: автомобилей, автобусов, специальных колесных шасси и многоосных тяжелых колесных тягачей, гусеничных тягачей, транспортеров-тягачей, транспортеров, тракторов и их модификаций приведены в таблице 1.

<1> Нормы наработки для автомобилей, специальных колесных шасси и многоосных тяжелых колесных тягачей приведены согласно техническим условиям заводов-изготовителей применительно к первой категории условий эксплуатации, если это не оговорено особо.

12. Нормы наработки до списания автомобилей иностранного производства устанавливаются <1>:

<1> Списание автомобильной техники иностранного производства, капитальный ремонт которой не предусмотрен, производится по фактическому техническому состоянию при наработке не менее норм до первого капитального ремонта.

13. Прицепы и полуприцепы <1>:

<1> В течение жизненного цикла прицепам и полуприцепам проводятся текущие ремонты по техническому состоянию.

Прочие прицепы и полуприцепы:

<1> Норма наработки до капитального ремонта при возможности его проведения - 100 тыс. км, а срок службы - как у основной машины.

Срок службы прицепов и полуприцепов - 30 лет.

14. Для автомобильной техники выпуска до 1990 года установленные нормы снижаются на 10%.

15. Списание машин, поврежденных в ходе вооруженных конфликтов, при десантировании и невозможности (нецелесообразности) их дальнейшего восстановления и использования, осуществляется по их фактическому техническому состоянию, независимо от норм наработки (сроков службы), установленных настоящим Руководством, по решению командира, которому предоставлено это право. Списание осуществляется в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.

16. Для машин, постоянно используемых в вооруженных конфликтах, нормы наработки до ремонта и списания снижаются за каждый год использования в боевых действиях на 5%.

17. Нормы наработки до капитального ремонта и списания автомобильных базовых шасси ВВТ со сроком хранения менее 12 лет, высвободившихся после демонтажа вооружения и военной техники, после проведения им регламентированного технического обслуживания (РТО) или текущего ремонта по техническому состоянию и используемых в качестве транспортных или учебных машин, определяются согласно нормам, установленным настоящим Руководством. Для этих же автомобильных базовых шасси ВВТ со сроком длительного хранения более 12 лет нормы наработки до капитального ремонта и списания снижаются однократно на 15%. Для автомобильных базовых шасси, перегруженных по конструкции (масса установленного оборудования превышает номинальную грузоподъемность машины), независимо от срока хранения нормы наработки до капитального ремонта и списания снижаются однократно на 5%.

18. Нормы наработки (сроки службы) до ремонта и списания автомобильных базовых шасси с измененными (нестандартными) конструкциями основных агрегатов (рамы, кузова, кабины, подвески и др.), а также неделимых образцов определяются нормами наработки (сроками службы) установленных на них ВВТ. Перечень данной техники согласуется генеральным заказчиком данных ВВТ с Главным автобронетанковым управлением Министерства обороны Российской Федерации <1> при принятии образца на вооружение.

<1> Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны, Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами, Главное автобронетанковое управление Министерства обороны Российской Федерации - ГАБТУ МО.

19. Автомобильные базовые шасси, высвободившиеся после списания специального оборудования, передаются в резерв автомобильной службы вида Вооруженных Сил, военного округа (флота, флотилии), рода войск Вооруженных Сил, главного или центрального управления Министерства обороны для дальнейшего использования. Учет агрегатов со списанных машин ведется автомобильной службой вида Вооруженных Сил, военного округа (флота, флотилии), рода войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны на основании ведомости разбраковки списанной автомобильной техники, представленной службой, осуществившей списание образца.

Автомобильные базовые шасси ВВТ с измененными (нестандартными) конструкциями основных агрегатов (рамы, кузова, кабины, подвески и др.), а также неделимые образцы, которые не могут быть использованы после демонтажа специального оборудования в качестве транспортных и учебных машин, входящие в состав комплексного образца ВВТ, списываются вместе с вооружением, военной техникой и рабочим оборудованием образца решением начальника соответствующего рода войск или службы.

Решение по использованию списанных автомобильных базовых шасси (АБШ), их узлов и агрегатов, за исключением автомобильных двигателей и агрегатов, принимают начальники соответствующих родов войск и служб. Решение по использованию автомобильных двигателей и агрегатов принимают начальники автомобильной службы вида Вооруженных Сил, военного округа (флота, флотилии), рода войск Вооруженных Сил, главного или центрального управления Министерства обороны.

20. Машинам воинских частей, дислоцируемых в отдаленных районах, где отсутствует производственная база для капитального ремонта или ремонта по техническому состоянию (РТ-С), а транспортирование их для ремонта в другие районы невозможно или экономически нецелесообразно, воинских частей и организаций Вооруженных Сил на территории других государств и аппарата старших групп российских военных специалистов разрешается вместо капитального ремонта и (или) ремонта по техническому состоянию проводить средний ремонт. Списание данных машин проводить после выполнения им трех средних ремонтов и выработки норм до списания.

Перечень указанных районов для каждого вида Вооруженных Сил, военного округа, рода войск Вооруженных Сил, главного или центрального управления Министерства обороны согласовывается с ГАБТУ МО один раз в три года.

21. Нормы наработки машин интенсивного использования до очередного капитального ремонта или списания в зависимости от категории дорожных условий эксплуатации, природно-климатических условий, типов машин и характера их использования, а также условий содержания корректируются применением соответствующих коэффициентов. Значения коэффициентов корректирования и порядок их применения для снижения норм наработки машин интенсивного использования до очередного капитального ремонта или списания приведены в приложении N 1 к настоящему Руководству.

22. Наработка до ремонта и списания машин, специальное оборудование которых приводится в действие от двигателя автомобиля, исчисляется с учетом работы этого двигателя.

При этом один час работы двигателя приравнивается: для автомобилей всех групп эксплуатации (кроме учебной) - 25 км; автомобилей учебной группы эксплуатации - 20 км; специальных колесных шасси, многоосных тяжелых колесных тягачей, гусеничных тягачей, транспортеров-тягачей и транспортеров - 15 км; колесных тракторов - 10 км; гусеничных тракторов - 5 км пробега.

23. Данные о наработке (сроках службы), машин, шин, аккумуляторных батарей записываются в соответствующие разделы паспорта (формуляра) машины, форма которого приведена в приложении N 2 к настоящему Руководству.

Начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации имеет право уточнять форму паспорта (формуляра) машины.

III. СРОКИ СЛУЖБЫ ДО РЕМОНТА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ, ЗАМЕНЫ БАЗОВЫХ ШАССИ И СПИСАНИЯ МАШИН НЕИНТЕНСИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

24. В период всего срока службы машинам неинтенсивного использования после 10 лет эксплуатации проводится РТО. После 15 лет нахождения в эксплуатации АБШ вооружения и военной техники подлежат замене на новые либо им проводится ремонт по техническому состоянию (РТ-С). Второе РТО или регламентированный ремонт по техническому состоянию проводится через 10 лет после проведения первого РТ-С.

25. Автомобили общевойскового назначения боевой и строевой группы эксплуатации (неинтенсивного использования) в зависимости от срока службы и технического состояния заменяются на новые из числа поступающих на укомплектование войск (сил), а высвободившиеся переводятся в транспортную группу эксплуатации. При невозможности замены данных автомобилей им проводится РТО или ремонт по техническому состоянию в установленные сроки.

26. Срок службы до списания машин неинтенсивного использования и находящихся на длительном хранении определяется истечением срока службы (30 лет). В отдельных случаях решением генерального заказчика ВВТ срок службы может быть продлен. В данном случае АБШ проводится капитальный ремонт.

27. При проведении среднего и капитального ремонта ВВТ и при наличии возможностей по решению генерального заказчика разрешается проводить средний, капитальный ремонт и ремонт по техническому состоянию АБШ вооружения и военной техники независимо от наработки (срока службы). Вид ремонта определяется начальником службы рода войск в соответствии с планом генерального заказчика по согласованию с начальником автомобильной службы вида Вооруженных Сил, военного округа (флота, флотилии), рода войск, главного или центрального управления.

28. Срок службы до списания кузовов устанавливается: кузовов-фургонов типа К - 20 лет, типа КМ и КУНГ - 18 лет, унифицированных многоцелевых кузовов-контейнеров типа КК - 25 лет. Капитальный ремонт кузовов подвижных средств технического обслуживания и ремонта, относящихся к машинам интенсивного использования, совмещается с капитальным ремонтом шасси мастерских.

29. Срок службы до списания тентов и брезентов укрывочных, изготовленных из парусины, для машин, содержащихся в закрытых хранилищах, устанавливается 6 лет, под навесом - 5 лет, на открытых площадках - 4 года. Для тентов и брезентов укрывочных, изготовленных из ткани с резиновым покрытием, указанные сроки увеличиваются на 1 год, из ткани с пластмассовым (поливинилхлоридным) покрытием - на 4 года. В Сибирском и Дальневосточном военных округах, северных районах Приволжско-Уральского военного округа (Тюменская, Свердловская, Пермская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) и на побережье морей (в полосе до 100 км), а также для воинских частей, расположенных за полярным кругом, срок службы тентов и брезентов укрывочных для машин, содержащихся под навесом или на открытых площадках, уменьшается на 1 год. Для тентов и брезентов укрывочных для машин интенсивного использования срок службы уменьшается на 1 год.

Срок службы до списания утеплительных чехлов машин интенсивного использования устанавливается не менее 5 лет, а чехлов на сиденье - не менее 3 лет.

IV. НОРМЫ НАРАБОТКИ ДО КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНЫХ И ТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ СТАЦИОНАРНЫХ И ПЕРЕДВИЖНЫХ УСТАНОВОК

30. Нормы наработки до капитального ремонта автомобильных двигателей стационарных и передвижных установок приведены в таблице 4.

31. Нормы наработки до капитального ремонта тракторных двигателей стационарных и передвижных установок приведены в таблице 5.

32. Нормы наработки до капитального ремонта автомобильных и тракторных двигателей стационарных и передвижных установок, работающих в режиме переменных нагрузок или на максимальной мощности более 20% времени, снижаются на 15%.

V. НОРМЫ НАРАБОТКИ (СРОКИ СЛУЖБЫ) ДО СПИСАНИЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ШИН

33. Нормы наработки (сроки службы) до списания пневматических шин приведены в таблице 6.

6. МАССИВНЫЕ ШИНЫ 7. ПНЕВМОГУСЕНИЧНЫЕ ШИНЫ И ШИНЫ С ГУБЧАТОЙ КАМЕРОЙ (ГК)

<1> ГОСТ ВД, ТУ ВД - с учетом требований МО.

<2> При эксплуатации в горной местности, а также в СибВО, ДВО, районах Крайнего Севера и жаркой местности стран, прилегающих к Российской Федерации.

<3> Гарантийная наработка для шин, изготовленных:

по ГОСТ 5513-86 и ГОСТ 5513-86 (ВД) с 1 мая 1992 г.,

по ТУ 38.10461-81 с 1 сентября 1992 г.,

по ТУ 38.104106-88 и ТУ 38.104137-88 с 1 января 1993 г.,

по ТУ 38.104114-88 с 1 апреля 1993 г.,

по ТУ 38.104145-89, ТУ 38.104152-90 и ТУ 38.104184-89 с 22 июня 1993 г.,

по ТУ 38.104233-93 с 1 января 1994 г.,

по ГОСТ 4754-80 и ГОСТ 4754-80 (ВД) с 1 сентября 1995 г. определяется высотой протектора по индикатору износа (1,6 + 0,5 мм - для грузовых автомобилей и прицепов к ним и мм - для легковых и легких грузовых автомобилей и прицепов к ним).

<4> Гарантийная наработка - до предельного износа рисунка протектора, соответствующего высоте протектора по индикатору износа (1,6 + 0,5 мм - для грузовых автомобилей и прицепов к ним и мм - для легковых и легких грузовых автомобилей и прицепов к ним).

<5> нс - условное обозначение прочности каркаса пневматической шины, определяющее, какому пределу максимальной допустимой нагрузки она соответствует.

34. Списание шин, не указанных в таблице 6, производится по нормам наработки шин аналогичного обозначения.

35. Нормы наработки шин до списания в зависимости от их назначения и условий использования снижаются:

на 5% - для шин автомобилей, используемых в городских условиях;

на 10% - для шин автотопливозаправщиков (автоцистерн и перекачивающих станций), грузовых автомобилей и прицепов, постоянно используемых для перевозки горючего и смазочных материалов;

на 15% - для шин автомобилей, используемых в качестве тягачей для буксировки ВВТ; используемых в тяжелых дорожных условиях: в карьерах, на лесоразработках, стройках, строительстве и ремонте железных и шоссейных дорог, аэродромов и при устройстве мостов и переправ;

на 20% - для шин учебных автомобилей; автомобилей-самосвалов и грузовых автомобилей, загружаемых из бункеров или экскаватором; автомобилей-экскаваторов и автомобильных кранов; специальных автомобилей, используемых на аэродромах (полигонах, космодромах) при подготовке к запуску летательных аппаратов, а также для шин автомобильной техники, эксплуатируемой в жарком сухом климате;

на 25% - для шин автотягачей, используемых для буксировки прицепов (полуприцепов) грузоподъемностью 20 т и более или работающих с двумя прицепами;

на 30% - для шин автомобилей, постоянно используемых для буксировки летательных аппаратов, выполнения работы аварийно-спасательных групп, запуска космических аппаратов, перевозки специальных агрессивных жидкостей, работы в условиях морских пирсов;

на 5% (а с 1 июля 1988 г. на 2,5%) за каждый год после пятилетнего срока со времени их изготовления (в пределах гарантийного срока службы не ниже установленной гарантийной наработки).

Суммарное снижение нормы наработки шины до списания, учитывающее факторы, перечисленные в настоящем пункте, не должно превышать 40%.

36. Нормы наработки шин снижаются ежегодно на 10% после истечения гарантийного срока хранения и эксплуатации.

37. Шины, выработавшие установленную норму наработки и достигшие предельного износа (минимально допустимой остаточной высоты рисунка протектора), подлежат списанию, как правило, комплектом (все шины, имеющиеся на машине). Пробег списываемых шин определяется с учетом работы шин запасных колес.

В отдельных случаях разрешается списывать шины парами (с одного моста, оси) и по одной, при этом работа шин запасных колес не учитывается.

Списанные (освеженные) автомобильные шины подлежат сдаче на склад воинской части по накладным.

Нормы наработки ошипованных шин до списания соответствуют нормам наработки неошипованных шин этой модели (типоразмера).

38. Шины автомобильной техники малоинтенсивного использования подлежат освежению (замене на новые).

Шины с регулируемым давлением и изготовленные по ГОСТ (ВД) 8430-85 и ГОСТ 5513-86 освежаются через 10 - 15 лет, шины 1500 x 600 - 635, 1600 x 600 - 685, 18,00 - 24 - через 15 - 18 лет, остальные - через 5 - 8 лет со времени их изготовления.

Освежение шин, как правило, совмещается с выполнением регламентированного технического обслуживания или регламентированного ремонта. Снятые в порядке освежения шины дорабатываются в пределах установленных норм на машинах интенсивного использования, не предназначенных для перевозки личного состава, или реализуются в установленном порядке.

Порядок эксплуатации автомобильных шин изложен в руководстве по эксплуатации автомобильных шин.

VI. НОРМЫ НАРАБОТКИ ГУСЕНИЧНЫХ ЛЕНТ И ВЕНЦОВ ВЕДУЩИХ КОЛЕС (ВЕДУЩИХ КОЛЕС) ДО СПИСАНИЯ

<1> ОМШ - открытый металлический шарнир;

ЗМШ - закрытый металлический шарнир;

РМШ - резинометаллический шарнир;

РТ - резинотканевые (ленточные) гусеницы.

<2> Для гусениц выпуска до 1990 года.

<3> Для резинотканевых гусеничных лент выпуска до 1990 года.

Величины наработки гусеничных лент до списания устанавливаются начальниками автомобильной службы видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, армий и флотилий для каждого соединения, отдельной воинской части (подразделения), но в пределах, указанных в настоящих нормах.

Установленные нормы наработки гусеничных лент и венцов ведущих колес (ведущих колес) до списания являются минимальными. Гусеничные ленты и венцы ведущих колес, выработавшие установленную норму наработки до списания, но по своему техническому состоянию годные к эксплуатации, подлежат дальнейшему использованию до предельного их состояния (износа).

Пригодность гусеничных лент определяется по количеству траков в гусенице, возможности натяжения гусеничной ленты, состоянию грунтозацепов, наличию трещин траков, состоянию венцов ведущих колес.

Новые гусеничные ленты устанавливаются на машину в комплекте с новыми венцами ведущих колес.

Резинотканевая гусеничная лента подлежит замене при естественном износе трех и более слоев ткани по всей длине или при массовом истирании подошв поперечин и их обрыве.

VII. СРОКИ СЛУЖБЫ, ХРАНЕНИЯ И НОРМЫ НАРАБОТКИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

39. Срок службы аккумуляторных батарей, установленных на машинах (двигателях), исчисляется в годах или по наработке - в километрах пробега или в часах работы со дня приведения их в рабочее состояние (заливки электролитом).

40. Сроки службы, хранения, нормы наработки и жизненный цикл аккумуляторных батарей приведены в таблице 8.

41. Сроки службы и нормы наработки аккумуляторных батарей по таблице 8 устанавливаются независимо от продолжительности хранения, но в пределах их жизненного цикла. Жизненный цикл аккумуляторных батарей определяется с даты изготовления батареи и не должен превышать суммарного срока хранения и службы.

42. Нормы наработки (сроки службы) аккумуляторных батарей снижаются:

на 50% - в очень холодном климатическом районе <1>;

на 20% - в холодном климатическом районе <1>;

на 15% - в очень жарком сухом и жарком сухом климатических районах <1>;

на 10% - при использовании на машинах аэродромного обслуживания и входящих в комплексы вооружения и обеспечивающих боевое дежурство.

<1> Указанные районы определены в таблице 2 приложения N 1 к настоящему Руководству.

43. Списанию подлежат аккумуляторные батареи по истечении их жизненного цикла или срока службы, наработки в его пределах при условии, что фактическая отдаваемая ими емкость при контрольном разряде составит менее 50% от номинальной. Аккумуляторные батареи, фактическая емкость которых превышает 50% от номинальной, подлежат дальнейшему использованию.

44. Срок службы, хранения, жизненный цикл до списания молекулярных накопителей энергии любых типов, работающих совместно с батареями, устанавливается не менее 15 лет, норма наработки - не менее 100 тыс. км пробега для колесных машин, 12 тыс. км или 4 тыс. ч работы - для гусеничных машин.

Порядок эксплуатации аккумуляторных батарей изложен в руководстве по эксплуатации свинцовых стартерных аккумуляторных батарей.

VIII. СРОКИ СЛУЖБЫ ДО СПИСАНИЯ ПРИБОРОВ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ

45. Сроки службы приборов ночного видения исчисляются в годах с момента выпуска предприятием-изготовителем. В них входят сроки хранения и эксплуатации до и после капитального ремонта. Для устаревших и снятых с производства приборов ночного видения капитальный ремонт не проводится. Сроки службы приборов ночного видения приведены в таблице 9.

46. Капитальный ремонт, модернизация и утилизация приборов ночного видения производятся по актам технического состояния и нарядам ГАБТУ МО на предприятии-изготовителе.

IX. СРОКИ СЛУЖБЫ ДО СПИСАНИЯ ИМУЩЕСТВА ВАИ

Примечания: 1. Срок эксплуатации до списания устанавливается с момента получения имущества со склада.

2. При списании подвижных средств ВАИ специальное оборудование и средства диагностирования демонтируются и сдаются на склад с целью их дальнейшей эксплуатации.

3. Право списания государственных регистрационных знаков предоставляется должностным лицам ВАИ в соответствии с установленным порядком регистрации транспортных средств Вооруженных Сил.

Начальник
главного автобронетанкового
управления Министерства обороны
Российской Федерации
генерал-полковник
В.ПОЛОНСКИЙ

Приложение N 1
к Руководству (п. 21)

ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ КОРРЕКТИРОВАНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ НОРМ НАРАБОТКИ МАШИН ИНТЕНСИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДО ОЧЕРЕДНОГО КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ИЛИ СПИСАНИЯ

К коэффициентам корректирования норм наработки машин относятся:

- коэффициент, характеризующий дорожные условия эксплуатации автомобилей и учитывающий рельеф местности, дорожное покрытие, условия движения. Его значение находится в пределах от 0,6 до 1,0 и указано в таблице 1;

- коэффициент, учитывающий природно-климатические условия эксплуатации машин. Его значение находится в пределах от 0,7 до 1,0 и указано в таблице 2;

- коэффициент, учитывающий тип машин и характер их использования (интенсивность, нагруженность). Его значение находится в пределах от 0,6 до 1,0 и указано в таблице 3;

- коэффициент, учитывающий условия содержания автомобилей, прицепов и полуприцепов, специальных колесных шасси и многоосных тяжелых колесных тягачей.

Значения коэффициентов корректирования принимаются:

КОЭФФИЦИЕНТ

Типы дорожных покрытий:

Д1 - цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;

Д2 - битумоминеральные смеси;

Д3 - щебень, гравий, дегтебетон;

Д4 - булыжник, колотый камень, зимники, а также грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами;

Д5 - грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами, лежневое и бревенчатое покрытия;

Д6 - естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

Типы рельефа местности характеризуются высотой над уровнем моря:

Р1 - равнинный - до 200 м;

Р2 - холмистый - от 200 до 1000 м;

Р3 - горный - выше 1000 м;

Р4 - гористый (свыше от 1000 до 2000 м);

Р5 - горный (свыше 2000 м).

Машина эксплуатируется за пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) по дорогам с покрытием из щебня и гравия (Д3) в горной местности (Р3). В графе 2 таблицы 1 находим сочетание Д3 и Р3, которое находится в третьей строке таблицы, что соответствует III категории дорожных условий эксплуатации и значению коэффициента = 0,8.

КОЭФФИЦИЕНТ КОЭФФИЦИЕНТ КОЭФФИЦИЕНТ

Значения коэффициентов и устанавливаются приказом командующего армией, корпусом, бригадой, командира соединения по согласованию с начальником автомобильной службы вида Вооруженных Сил, военного округа (флота), рода войск Вооруженных Сил, главного и центрального управления Министерства обороны.

Для воинских частей центрального подчинения значения данных коэффициентов устанавливаются начальником автомобильной службы вида Вооруженных Сил, военного округа (флота), рода войск Вооруженных Сил, главного и центрального управления Министерства обороны.

Приложение N 2
к Руководству (п. 23)

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ И ХРАНЕНИЯ ПАСПОРТА (ФОРМУЛЯРА) МАШИНЫ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Паспорт (формуляр) машины ведется на автомобильную технику и является документом, удостоверяющим принадлежность машины к определенной воинской части или организации Вооруженных Сил Российской Федерации <1>, а также содержит сведения о комплектности машины, гарантийных обязательствах завода-изготовителя, техническом состоянии, эксплуатации и ремонте машины (агрегата) и является документом строгой отчетности.

<1> Далее в пунктах настоящей Инструкции воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации для краткости будут именоваться воинскими частями.

2. Паспорт (формуляр) машины выдается на машину, поступающую в Вооруженные Силы Российской Федерации, представителем заказчика на заводе-изготовителе.

Выдача дубликата паспорта (формуляра) машины взамен утраченного или пришедшего в негодность, а также выдача паспорта (формуляра) машины, поступающей в воинскую часть по каким-либо причинам без него, производится автомобильной службой вида Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа, флота, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, армии, флотилии, главного и центрального управления Министерства обороны Российской Федерации <1> по месту учета машины после расследования в установленном порядке причин отсутствия паспорта (формуляра) машины.

<1> Далее в пунктах настоящей Инструкции автомобильная служба вида Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа, флота, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, армии, флотилии, главного и центрального управления Министерства обороны Российской Федерации для краткости будет именоваться автомобильной службой военного округа.

Все разделы дубликата паспорта (формуляра) машины при этом заполняются начальником автомобильной службы военного округа и заверяются гербовой печатью.

3. Паспорт (формуляр) машины сохраняется в течение всего периода эксплуатации (срока службы) машины (агрегата) и передается с ней при всех перемещениях (передача в другую воинскую часть, направление в ремонт, сдача на склад, базу), кроме передачи машины в другие федеральные органы исполнительной власти. О передаче паспорта (формуляра) машины делается отметка в акте технического состояния машины, все разделы проверяются, при необходимости уточняются на день передачи, подписываются должностными лицами и заверяются гербовой печатью воинской части. При отправке машины по железной дороге, морским, речным или воздушным транспортом паспорт (формуляр) машины высылается по почте или доставляется нарочным (приемщиком, сдатчиком).

Паспорт (формуляр) машины, переданной другому федеральному органу исполнительной власти, направляется в автомобильную службу военного округа.

4. При представлении материала на списание машины паспорт (формуляр) машины направляется с другими документами. При этом все разделы должны быть полностью оформлены в день подписания акта и заверены подписями соответствующих должностных лиц с оттиском гербовой печати воинской части.

Паспорт (формуляр) машины, списанной или переданной в другой федеральный орган исполнительной власти, а также испорченный при заполнении, пришедший в негодность при эксплуатации, взамен которого был выдан дубликат, хранится в автомобильной службе военного округа в течение пяти лет <1> со дня утверждения акта (выдачи инспекторского свидетельства) на списание и одного года при передаче машины, выдачи дубликата или до следующей ревизии, после чего подлежит уничтожению в установленном порядке.

<1> Приказ Министра обороны Российской Федерации 1997 года N 033.

5. Все разделы паспорта (формуляра) машины заполняются своевременно, разборчиво, аккуратно, точно и только чернилами (черной пастой). Подчистки и помарки не допускаются. Для исправления ошибок, допущенных при записях, неправильные цифры и слова зачеркиваются тонкой линией так, чтобы зачеркнутое можно было прочесть, а над ними записываются новые цифры и слова. Новая запись подписывается лицом, ответственным за ведение соответствующего раздела паспорта (формуляра) машины, и заверяется гербовой печатью воинской части.

6. Ответственность за своевременное заполнение паспортов (формуляров) машин несут начальник автомобильной службы и ему равные лица, определенные штатом, или должностные лица, назначенные командиром воинской части ответственными за эксплуатацию машин. Начальники родов войск и служб несут ответственность за правильное ведение паспортов (формуляров) ВВТ на автомобильных базовых шасси, состоящих на укомплектовании подчиненных подразделений и воинских частей.

Разрешается ведение разделов паспорта (формуляра) машины заместителю начальника по хранению вместо начальника автомобильной службы в воинских частях, где должность начальника автомобильной службы не предусмотрена по штату.

7. Паспорт (формуляр) машины хранится в технической части (отделе) воинской части.

II. ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛОВ ПАСПОРТА (ФОРМУЛЯРА) МАШИНЫ

8. Раздел I. Общие сведения о машине.

Заполняется и подписывается представителем заказчика на заводе-изготовителе и заверяется печатью.

9. Раздел II. Принадлежность машины.

Записывается условное наименование воинской части, наименование, дата и номер первичного учетного документа, на основании которого машина поставлена на учет.

Раздел подписывается командиром воинской части и заверяется гербовой печатью воинской части.

10. Раздел VI. Сводный учет работы машины.

Данные о работе машины за каждый год заносятся в графу 14, с начала эксплуатации - в графу 15, подтверждаются подписью начальника автомобильной службы воинской части в графе 17. При передаче машины в другую воинскую часть и отправлении на капитальный ремонт в графы 15 и 16 заносятся прописью данные о работе машины, что подтверждается подписью начальника автомобильной службы воинской части и заверяется гербовой печатью воинской части, сдающей машину, а дальнейший учет работы машины по месяцам продолжается в соответствующих графах следующей строки.

При списании машины данные о работе машины с начала эксплуатации в графу 15 заносятся прописью, подтверждаются подписью начальника автомобильной службы воинской части и заверяются гербовой печатью воинской части.

Сводный учет работы автомобильных двигателей, агрегатов питания, спецоборудования ведется в формулярах (паспортах) этих двигателей.

11. Раздел VII. Техническое обслуживание и осмотры машины.

Графы 1 - 3 при заполнении пояснений не требуют. В графе 4 при осмотрах машины делается запись: "Исправна, 2 категория" или "Неисправна, 4 категория". После записи о техническом обслуживании указывается, в полном или неполном объеме выполнены работы и перечень основных выполненных работ. Категория определяется комиссией при осмотрах после выработки гарантийной наработки (истечения гарантийного срока) или выработки нормы наработки до ремонта, а также при передаче машины в другую воинскую часть, сдаче в ремонт и представлении к списанию.

Правильность записей в графах 1 - 4 подтверждается подписью начальника автомобильной службы воинской части в графе 5.

12. Раздел IX. Ремонт машины (средний, капитальный, ремонт по техническому состоянию) и РТО.

Раздел заполняется на ремонтном заводе начальником отдела технического контроля, подписывается начальником ремонтного завода; в ремонтной воинской части - командиром ремонтного подразделения и подписывается командиром ремонтной воинской части. Подписи заверяются гербовой печатью ремонтного завода (воинской части).

При проведении машинам РТО раздел заполняется начальником автомобильной службы воинской части. Записи заверяются гербовой печатью воинской части.

13. Раздел XI. Учет свинцовых стартерных аккумуляторных батарей.

В графы записываются аккумуляторные батареи машины и спецоборудования.

14. Раздел XII. Учет шин.

Записываются заводской номер, обозначение и дата установки шин на машину, в том числе и запасных. Данные о шинах, установленных на машине, подписываются начальником автомобильной службы воинской части и заверяются гербовой печатью воинской части. В графах 3 и 4 запись производится дробью: в числителе проставляется дата установки (снятия) шин, в знаменателе - наработка в километрах с начала эксплуатации на день установки (снятия), для новых шин записывается: "Новая".

15. Раздел XIII. Комплектность машины.

В графы 1 - 3 записываются поставляемые с машиной эксплуатационная документация, инструмент, принадлежности и запасные части согласно ведомости ЗИП, а также другое табельное имущество.

Имущество, поставляемое заводом-изготовителем, записывается в паспорт (формуляр) машины, занесенные данные подписываются представителем заказчика и заверяются печатью, а имущество, поставляемое довольствующими службами или изготавливаемое воинской частью, записывается начальником автомобильной службы воинской части. Графы 4 - 16 заполняются при передаче машины другому водителю, при перемещении машины внутри воинской части и в других необходимых случаях. После последнего порядкового номера указывается общее количество наименований инструмента и принадлежностей числом и прописью, которое подписывается водителем, принявшим машину.

16. Раздел XIV. Регистрация транспортного средства.

Заполняется должностными лицами ВАИ, производящими регистрационные действия.

17. Раздел XV. Особые отметки.

В графы 2 - 10 подраздела 1 записываются значения установленных для данной воинской части коэффициентов корректирования норм наработки до ремонта и списания машин (, ) и значения коэффициентов корректирования (, ), учитывающих тип и характер использования машины, а также условия ее содержания.

В подразделе 2 отмечается использование машины в вооруженных конфликтах (миротворческих операциях, чрезвычайных положениях).

Кроме того, в разделе XV делаются отметки о специальном дополнительном оборудовании, установленном на машине, об изменениях, которые возникают во время эксплуатации машины (показания счетчиков при их замене; расход моторесурсов, списанный в установленном порядке с лимита воинской части, или увеличение моторесурсов за счет других машин с указанием даты, номера и местонахождения документа; замена установленного специального оборудования и др.), не предусмотренных в разделах паспорта (формуляра) машины.

Наименование и индекс смонтированного на шасси оборудования, а также марка и номер автомобильного двигателя, установленного в качестве привода специального оборудования, записываются на заводе-изготовителе этого оборудования представителем заказчика или начальником соответствующей службы воинской части при получении машины и заверяются гербовой печатью довольствующей службы. Кроме того, делается отметка о нанесении специальных цветографических схем на наружные поверхности транспортного средства и установки специальных световых и звуковых сигналов.

Быстрый переход

Бывает, что короткий труднопроходимый участок грунтовой дороги лучше преодолевать, предварительно разогнавшись. Если колея неглубокая, то двигайтесь по ней. В противном случае пропускайте колею между колесами (иначе автомобиль может цепляться днищем, что существенно затрудняет движение и вредит машине). У чтите, что у автопоезда при повороте прицеп всегда смещается ближе к центру поворота.